Внеклассное
мероприятие Тема:
ТОЛЕРАНТНОСТЬ Урок-беседа Нет
на земле большего несчастья, Чем
потеря родины.
Древнегреческий
трагический поэт Еврипид Цель: поиск сведений о проблемах
беженцев, вынужденных переселенцев и
мигрантов в России и в частности на
Северном Кавказе и в городе
Невинномысске. План
мероприятия 1.
Повторение понятия «толерантность». 2.
Освещение в рамках темы «Толерантность»
проблем беженцев, мигрантов и
переселенцев в России, на Северном
Кавказе и в Невинномысске. 3.
Поиск информации по теме в
Интернете. 4.
Обсуждение найденного материала.
2.
Положение этих категорий населения
очень изменчиво, так что информация
такого рода, содержащаяся в специальной
литературе, если не устаревает, то
становится менее актуальной еще до
того, как книги появляются на прилавках
магазинов. Малодоступна и неудобна в
использовании вся совокупность
сведений, имеющихся в периодической
печати: не только учащимся, но и
учителям затруднительно отслеживать и
структурировать множество сообщений,
часто противоречивых и фрагментарных. В
этих условиях правомерно и логично
обратиться к электронным носителям
информации, дав школьникам возможность
не только познакомиться с проблемой, но
и создать свой собственный архив из
наиболее интересных материалов. Здесь
стоит обратить внимание на конкретные
статистические материалы, которые было
бы разумно оставить в распоряжении
школьников: они помогут им на уроках
гуманитарного цикла: Миграционная
ситуация.
Официальные справочники ФМС приводят
точные данные только по вынужденным
мигрантам, получившим статус беженца
или вынужденного переселенца. Однако в
процентном отношении число признанных
беженцев очень невелико (причем в Москве
существенно ниже, чем по России в целом).
Например, из 100 тысяч афганцев статус беженца
получили только несколько десятков. Реально
в положении вынужденных мигрантов в
России находится, по нашим оценкам, не
менее 4 миллионов человек, главным
образом, граждан бывшего СССР. В
России получили официальный статус
вынужденных мигрантов:
Из
них по Ставропольскому краю: Из
них по городу Невинномысску: Распределение
по странам исхода Казахстан
—
31% Таджикистан—16%
Узбекистан—14%
Чечня—13% Азербайджан
—
13% Грузия—10% С
1992 г. официальный статус получили 1 400 000
вынужденных мигрантов. Начиная с 1997 г.
ФМС активно включила механизмы лишения
и утраты статуса беженцами. Всего статус
утратили 300 000 беженцев, из них 114 000
— в 1998 г. 3. Компьютерный
поиск информации. Такого рода
работа проводиться - до известной
степени -
учащимися самостоятельно:
преподаватель лишь контролирует
ситуацию, отслеживая конечный результат
в виде сформированного из тех или иных
сообщений текста. Поскольку
обращение к сайтам различных
общественных организаций является для
школьников, как правило, делом новым, их
внимание обращается в первую очередь на
сайт Управления Верховного комиссара
по делам беженцев (УВКБ) ООН — www.unhcr.ch.
Весь
материал по теме, которыми располагает
пользователь международной компьютерной
сети, можно условно разделить на три
категории: 1.
Новости. 2.
Общественные организации,
осуществляющие помощь мигрантам. 3.
Законодательные документы, справки,
полезная литература по проблемам
миграции. Соответственно
этим категориям ребята делятся на три
группы. Например, группа учеников,
обратившихся к «Новостям», составляет
краткую справку о наиболее актуальных
моментах, связанных с беженцами. Ежедневно
поступает огромное количество
сообщений относительно беженцев и
вынужденных переселенцев. В основном,
эти сообщения освещают процесс миграции
из так называемых «горячих точек».
Такого рода новости приходят также с
Северного Кавказа, из Косово и т.д.
Темами становятся условия жизни
беженцев, решения государственных
органов заинтересованных стран. Такая
информация особенно интересна нам,
живущим на Северном Кавказе рядом с «горячей
точкой». Тема
беженцев и вынужденных переселенцев
занимает центральное место на сайтах
многих общественных организаций. Одной
из таких организаций является
Общественный комитет помощи беженцам «Гражданское
содействие» — www.refugee.ru.
На сайте содержится большое
количество материалов по проблемам
беженцев, причем в основном — на
территории РФ. Освещаются механизмы
натурализации, оказывается помощь с
работой, жильем, медицинским
обслуживанием и социальной защитой.
Комитет тесно сотрудничает с УВКБ ООН,
Миссией Союза друзей в Москве (английские
квакеры). В
каждой школе есть учащиеся, для которых
проблемы мигрантов являются личными.
Возможно, что школьникам будет
интересно познакомиться с сетью
юридических консультаций для беженцев и
вынужденных переселенцев в регионах
России —«Миграция и Право» — www.refugee.memo.ru Программа
действует при поддержке УВКБ ООН, Фонда
Форда, Фонда Мотта, Совета Европы и
охватывает 43 региона России. В рамках
программы обеспечивается юридическая
помощь беженцам и вынужденным
переселенцам, а в ряде случаев и другим
категориям мигрантов. Существует
практика анализа и мониторинга
ситуации в регионах. Немалое внимание
уделяется также просвещению и
воспитанию правосознания мигрантов. Большой
информативностью отличаются материалы
Форума переселенческих организаций,
представляющего Международное
общественное движение содействия
мигрантам и их объединениям, — www.migrants.ru «Форум»
объединяет усилия общественных
организаций помощи мигрантам, в том
числе и в Интернет-пространстве (предоставляет
Интернет-сайты и другие ресурсы). При
содействии УВКБ ООН выпущен справочник
«Компас беженца». На сегодняшний день
членами форума являются 252 организации
из 52 регионов России. Другая
организация — «Вера,
Надежда, Любовь» — www.mashuk.ru/vnl/—
оказывает помощь беженцам в Ставропольском
крае, сопредельном с Чечней. На
этом сайте можно обнаружить конкретные
сведения о лицах, нуждающихся в помощи,
например: «Шевелева
Вера Борисовна,
1926 г. рождения, вынужденная переселенка
из Грузии (1997). Выехала из Грузии в 1997 г. В
Пятигорске оказалась на вокзале,
подобрали чужие люди. Частично
страдает потерей памяти, инвалид 2-й
группы по общим заболеваниям. Не имеет
медицинского страхового полиса и
поэтому не может получить медицинскую
помощь бесплатно. Поэтому врача не
посещает. Одинокая. Пенсию не получает,
так как нет регистрации в городе. Живет
у знакомых, на хлеб зарабатывает своим
трудом: весной огороды копает, стирает,
гладит и т.д. Находится в крайне тяжелом
материальном положении. Проживает
в г. Пятигорске, тел 4-44-52». Есть
здесь и общие соображения, которые
многие школьники сочли нужным
сохранить в своих архивах: «Исходя
из опыта работы, мы можем отметить, что
среди вынужденных переселенцев уровень
заболеваний сердечно-сосудистой
системы и заболеваний стрессового
характера гораздо выше,
чем у местного населения. Также нам
известны некоторые случаи самоубийств
среди вынужденных переселенцев по
причине безысходности и тяжелейших
психологических стрессов. Мы надеемся,
что Вы сможете помочь
этим обездоленным людям -
женщинам, старикам и детям!!!!» Используя
возможности всемирной компьютерной
сети, можно найти большое количество
законодательных документов, инструкций,
советов и литературы по вопросам
миграции. Первенство здесь принадлежит
Новосибирскому государственному
институту — www.iclub.nsu.ru/law/documents/prikazi/
24J03_99_1.htm Он
осуществляет проект, который кратко
описывается следующим образом: «В
любой день и при любых обстоятельствах
человек нуждается в правовой оценке
своих действий или даже бездействия,
поэтому нужен постоянный доступ ко всей
правовой базе, что затруднительно из-за
плохой технической базы и излишней
разветвленности права. Целью данного
сервера является создание бесплатной
возможности получения простого
доступа к любому правовому акту, когда-либо
изданному в нашей стране». Даже по
названию связан с темой беседы Интернет-портал
www.tolerance.ngo.ru. Он
создан как сеть российских
неправительственных организаций,
занимающихся проблемами
противодействия национальной
дискриминации, нетерпимости, ксенофобии,
расизму и экстремизму в России и
выработки общей платформы действий
тремя партнерскими
неправительственными организациями: ·
Центром
развития демократии и прав человека (Москва). · Общественной правозащитной организацией «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург) ·
Международной
лигой прав человека (Нью-Йорк) — www.i7hr.org. ·
Проект
осуществляется при поддержке Фонда
Форда — www.
fordfound.org. Цели
объединения формулируются так: «Там,
где государство бездействует или даже
само является нарушителем, необходимо
включать гражданские механизмы. Во
многих регионах России активно
действуют правозащитные и
антифашистские организации,
противостоящие экстремизму расизму и
ксенофобии, организующие
образовательные программы,
направленные на установление
межнационального диалога и развитие
толерантности. Однако отдельных
действий и даже программ уже
недостаточно. Стремительное ухудшение
ситуации могут остановить объединение
усилий и выработка общей стратегии
действий неправительственных
организаций, активное использование
международных механизмов. Это поможет
воздействовать на правительство России,
от которого мы будем требовать
выполнения взятых им международных
обязательств. Для достижения этих целей
две российские и одна американская неправительственные
правозащитные организации начали в апреле
2000 г. реализацию совместной программы,
направленной на объединение усилий
российских гражданских активистов и выработку
общей платформы действий против
национальной нетерпимости,
дискриминации, ксенофобии, расизма и
экстремизма.» В
рамках программы создан новый сайт -
первый общий ресурс для всех, кого
волнуют эти проблемы и кто стремится
изменить ситуацию к лучшему - Толерантность.ru. В
качестве примера источника
разноформатной и разнохарактерной
информации можно привести «Руководство
для неправительственных организаций (НПО),
занятых проблемами вынужденной
миграции в бывшем Советском Союзе»— www.ngo.org.ru/ngoss/get/id14181.htm. Здесь
содержится исключительно интересный
материал, собранный в рамках программы,
разработанной институтом «Открытое
общество». Приводится масса советов и
наблюдений, сформулированных и
полученных в результате длительной работы
в сфере организации помощи беженцам и
мигрантам. Поиск
сведений о беженцах, вынужденных
переселенцах и мигрантах, помимо своей
основной задачи — получения конкретной
информации, формирует одновременно
навыки изучения любой проблемы в
рамках Интернета и может стать полезным
в любой аудитории. 4.
Обсуждение найденной информации
ведется по трем группам учащихся. Ребята
предлагают на обсуждение наиболее
интересные материалы, которые
фиксируются всеми остальными. Комментарий учителя, проводившего мероприятие
Школьная С.В..: Урок, безусловно, удался. Дети с вниманием отнеслись к затронутой проблеме, многие из них к концу урока несколько пересмотрели свои взгляды на вопрос о вынужденных переселенцах. Я думаю, что такие уроки, конечно же, очень способствуют развитию толерантности в молодежной среде.
|